Современный деизм

Современный деизм интегрирует классический деизм с современной философией, с текущим состоянием научных знаний. В результате появляется широкое разнообразие убеждений в рамках «деизма».

Существует ряд подкатегорий современного деизма, включая монодеизм (это стандартная концепция деизма по умолчанию), пандеизм, духовный деизм, процессный деизм, христианский деизм, полидеизм, научный деизм и гуманистический деизм. Некоторые деисты находят природу продуманной, видят предназначение во вселенной и в своей жизни. Другие видят сотворчество между Богом и вселенной. Некоторые деисты рассматривают Бога в классическом понимании и считают, что Бог наблюдает за человечеством, но не вмешивается напрямую в нашу жизнь, в то время как другие видят Бога как неуловимого и побуждающего духа, который создал мир, а затем отступил, чтобы наблюдать. Большинство современных деистов не верят в божественное вмешательство, но некоторые по-прежнему ценят молитву как форму медитации, самоочищения и духовного обновления.

Последние философские дискуссии о деизме В 1960-х годах теолог Чарльз Хартсхорн скрупулезно исследовал и отверг как деизм, так и пандеизм (а также пантеизм) в пользу концепции Бога, характеристики которого включали «абсолютное совершенство в некоторых отношениях, относительное совершенство во всех других» или «AR», он писал, что эта теория «способна последовательно охватить все положительное в деизме или пандеизме», делая вывод, что «панентеистическая доктрина содержит всё от деизма и пандеизма, за исключением их произвольного отрицания».

Чарльз Тейлор в своей книге 2007 года «Светский век» показал историческую роль деизма, ведущую к тому, что он называет исключительным гуманизмом. Этот гуманизм призывает к моральному порядку, онтическая приверженность которого полностью внутричеловеческая, без ссылки на трансцендентность. Одним из особых достижений такого гуманизма, основанного на деизме, является то, что он открывает новые, антропоцентрические моральные источники, с помощью которых люди мотивируются и наделены полномочиями для совершения актов взаимной выгоды. Это область ограниченного, изолированного «я», которое является средоточием достоинства, свободы и дисциплины и наделено чувством человеческих способностей. По словам Тейлора, к началу XIX века этот исключительный гуманизм, опосредованный деизмом, развился как альтернатива христианской вере в личного Бога и череду чудес и тайн. Некоторые критики деизма обвинили приверженцев в содействии росту нигилизма.

Деизм в современной Америке По оценкам американского исследования религиозной идентификации (ARIS) 2001 года, в период с 1990 по 2001 год число самоидентифицирующих деистов выросло с 6000 до 49000, что составляло примерно 0,02% населения США в то время. Опрос, проведенный ARIS в 2008 году, показал, что на основе заявленных ими убеждений, а не их религиозной идентичности, 70% американцев верят в личного Бога, примерно 12% - атеисты или агностики, а 12% верят в «деистическую или языческую концепцию Бога, как высшей силы», а не в личного Бога.

Термин «церемониальный деизм» был придуман в 1962 году и использовался с 1984 года Верховным судом Соединенных Штатов для оценки изъятий из Положения о создании Первой поправки к Конституции США, которые считаются выражением культурных традиций, а не искренними призывами к божественному. Было отмечено, что этот термин не описывает какую-либо школу мысли внутри самого деизма.

В 1993 году Боб Джонсон основал Всемирный союз деистов (WUD), который предлагал ежемесячное бумажное издание THINK! и две деистические онлайн-публикации THINKonline! и деистическая мысль и действие! В 1996 году WUD запустил свой веб-сайт deism.com. В 1998 году филиал WUD в Вирджинии / Теннесси создал веб-сайт Sullivan-County.com для продвижения более традиционных деистических взглядов.

Движение позитивного деизма началось в 2004 году. Исторически и по сей день деисты очень критически относятся к богооткровенным религиям, а также пытаются быть конструктивными. Позитивные деисты сосредотачивают свои усилия исключительно на том, чтобы быть конструктивными и избегать критики других религий. В 2009 году один из ее приверженцев Чак Кленденен издал книгу под названием «Деист: вот кто я такой!». Целью книги было обучить тех, кто так же верил, но не знал слов «деизм» и «деист».

В 2010 году была сформирована Церковь деизма (не входящая во Всемирный союз деистов) с целью расширить юридические права и привилегии более традиционных религий на деистов, сохранив при этом отсутствие установленных догм и ритуалов.

Источник

Next Post Previous Post